Какие принципы заложены в основе работы водяного насоса

В большинстве современных автомобилей предусмотрено водяное охлаждение двигателя, которое является намного эффективнее по сравнению с охлаждением воздушным. Принцип работы водяного охлаждения основан на использовании водяной помпы или насоса, которые обеспечивает надлежащее давление для воды или охлаждающей жидкости (антифриза), поступающей ко всем конструктивным элементам системы охлаждения. Современный автомобильный водяной насос не является особо сложным механизмом, в его составе присутствует крыльчатка, соединенная с приводной осью. Именно крыльчатка водяного насоса захватывает охлаждающую жидкость и заставляет ее перемещаться в системе – как бы подталкивает ее, поскольку без принудительной циркуляции движение жидкости, расположенной внутри радиатора, невозможно.

Основные принципы работы насоса

Система водяного охлаждения двигателя автомобиля включает входной патрубок, по которому вода или антифриз (в зависимости от времени года) поступает из радиатора и печки благодаря вращающейся крыльчатке поступает в насос и с помощью отводящего патрубка поступает в систему охлаждения. Пройдя все составляющие длинного или короткого круга системы охлаждения, жидкость снова попадает в радиатор и под воздействием встречного потока воздуха остывает и снова поступает в насос. Когда круговорот жидкости в системе охлаждения из-за неработающего насоса прекращается – возможен быстрый перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями. 

Запуск крыльчатки водяного насоса происходит одновременно с запуском двигателя – благодаря ремню движение коленвала передается на вал крыльчатки, которая начинает вращаться и перекачивать жидкость. Для крепления вала с приводной осью внутри корпуса водяной помпы установлены два закрытых шариковых подшипника – их разрушение или физическое истирание приводит к поломке водяного насоса, сопровождающейся неприятным скрежетом.

Наиболее частой причиной поломки помпы является неисправность сальника, внутри которого расположена специальная пружина, прижимающая трущиеся детали насоса. Если пружина ослабла из-за физического старения металла или из-за механического повреждения поломка помпы неизбежна.

Возможные причины неисправности насоса

В конструкции корпуса насоса предусмотрено специальное дренажное отверстие, по которому происходит вытекание антифриза при нарушении герметичности помпы. Закрытые подшипники помпы наиболее часто выходят из строя из-за отсутствия смазки, что провоцирует быстрый физический износ вала и как результат:

  • возможно образование люфта во вращении вала, при этом помпа может работать не совсем эффективно;
  • заметно ухудшается охлаждение двигателя, особенно – в летнюю жару;
  • печка перестает подавать тепло в салон, невзирая на то, что двигатель включен и достаточно нагревается.

Предельный срок эксплуатации водяного насоса варьируется в пределах 60-160 тысяч километров пробега авто, хотя иногда насос не меняют и после 500 тысяч км – многое зависит от техники вождения и нагрузок, которые испытает двигатель автомобиля.

Довідковий Миколаїв